Особенности нервно-психического развития детей разного возраста

15.06.201817:35


   			Особенности нервно-психического развития детей разного возраста

Нервная система имеет огромную роль в организме маленького человека – она регулирует жизненно необходимые функции и обеспечивает их нормальную деятельность. Поэтому за нервно-психическим (психомоторным) развитием у детей любого возраста, надо наблюдать. Нервно-психическое развитие детей имеет этапы, характерные для разных возрастных периодов. Чтобы контролировать правильность развития, необходимо знать особенности и признаки каждого этапа. Особенно, это касается детей, которые входят в группу риска.

Факторы риска неправильного психического развития

Существует некоторые факторы, которые оказывают влияние на нервно-психическое развитие и могут нарушать его. К ним относят:

  • Преждевременные роды;
  • Инфекционные заболевания у матери во время беременности и внутриутробное инфицирование;
  • Родовые травмы;
  • Хронические заболевания у матери, особенно сахарный диабет, токсоплазмоз, пороки сердца, анемия и др.;
  • Прием лекарственных средств, не рекомендуемых при беременности или плохо изученных;
  • Различные патологии во время беременности, которые повлияли на развитие мозга или вызвали его повреждение;
  • Вредные привычки у родителей ребенка – курение, наркомания, алкоголизм;
  • Профессиональные вредности у матери и тяжелый физический труд;
  • Многоплодие, переношенная беременность;
  • Отягощенный акушерский анамнез: период между родами у матери менее двух лет, угроза прерывания беременности, поздние роды;
  • Стрессовые ситуации и депрессивные состояния матери во время беременности.

Эти и другие факторы оказывают существенное влияние на развитие ребенка. В первые месяцы и даже годы жизни, нарушения могут не проявляться. Однако, за группой риска следует осуществлять особый контроль. Для этого необходимо использовать данные об этапах развития и различные особенности периодов жизни ребенка, составленные психологами и неврологами.

В педиатрии для оценки психомоторного развития используют следующие критерии:

  • Статика;
  • Речевые особенности;
  • Условные рефлексы;
  • Моторика;
  • Высшая нервная деятельность.

Для каждого этапа жизни показатели будут различными.

Развитие детей до 1 года

Первые месяцы жизни ребенка – очень ответственный этап. В течение первого года происходят колоссальные изменения и большой скачок в развитии детей. Можно выделить некоторые основные особенности, характеризующие данный этап, который называют моторным. Поскольку на данном этапе происходит наиболее интенсивный рост и развитие, его принято разделять по месяцам.

На свет ребенок появляется только с безусловными рефлексами: глотательный, защитный, сосательный, мигательный, хватательный. У здорового ребенка, они должны быть хорошо выражены. Также должны быть четко выражены вкусовые, осязательные и обонятельные рецепторы, реакция на боль.

В возрасте 4-х месяцев происходят значительные изменения в развитии. Ребенок должен уметь поворачиваться на бок из положения лежа – на спине, хорошо держать голову в вертикальном положении, двигать руками и ногами в состоянии бодрствования. Кроме того, проявляются следующие признаки развития:

  1. Ребенка интересуют окружающие предметы, которые он пытается захватить;
  2. Узнает знакомые голоса и улыбается им;
  3. Лепечет, смеется;
  4. Лежа на спине, приподнимает голову;
  5. При звуках музыки начинает с интересом прислушиваться.

Следующий возраст, когда изменения наиболее ярко выражены – это 7 месяцев. В этот период малыш умеет следующее:

  1. Самостоятельно сидеть в течение нескольких минут;
  2. Брать в руки интересующие предметы;
  3. Узнавать знакомых людей;
  4. В большинстве времени быть бодрым и иметь хорошее настроение;
  5. Свободно переворачивать со спины на бок и обратно;
  6. Произносить различные звуки.

В 8 месяцев ребенок начинает ползать, может с легкость поворачиваться на живот и обратно. В 9 месяцев малыш уверенно сидит, начинается приучение к горшку, произносит отдельные слоги, стоит на ногах по 10-15 минут. В 11 месяцев он может довольно долго стоять, держась за опору, произносить отдельные простые слова, делать по несколько шагов без посторонней помощи.

К году ребенок обладает следующими навыками:

  1. Ходит без опоры и помощи;
  2. Пьет из чашки;
  3. Понимает слова;
  4. Подражает взрослым;
  5. Пытается бегать;
  6. Просится на горшок;
  7. Говорит отдельные слова.

На данном этапе немаловажную роль играет воспитание. Родителями должны быть созданы условия, обеспечивающих правильное развитие.

Дети от года до трех

Данный этап принято называть сенсорным. В возрасте от одного года до 3-х закладывается фундамент в психике ребенка. Зависит он от различных приобретений – ребенок учится общаться и осознавать окружающий его мир. Особенностями психики ребенка в этом возрасте можно назвать следующие проявления и умения:

  • Формируется предметная деятельность, ребенок изучает назначения предметов и пытается их применять;
  • Происходит общение со взрослыми и сверстниками;
  • Начинает развиваться игровая деятельность;
  • Проявляются личные желания и действия, малыш начинает осознавать себя.

Проявления замкнутости, отказа от игры и общения могут быть признаками отклонений в нервно-психическом развитии.

Аффективный этап развития – 3-12 лет

Поскольку данный этап имеет очень большой разрыв в возрасте, то его принято разделять на группы.

Дошкольная группа 3-7 лет

В этом возрасте дети начинают приобретать некоторую самостоятельность. Под воздействием впечатлений от прочитанных для них книг и из других источников информации, они познают окружающий мир и начинают вникать в общественную жизнь. Хорошо в этом возрасте развиваются художественные и простые трудовые навыки. Дети учатся лепить, рисовать, конструировать, петь. Хорошо развивается мышление. Важно обеспечить в этом возрасте ребенку доступ к информации и помогать ее усваивать.

Развитие 7-12 лет

Деятельность детей все более приобретает самостоятельность. Формируется и проявляется характер. В этом возрасте большое значение имеет игровая деятельность. Если в периоде от 3 до 7 лет, она чаще всего начиналась с действий взрослых, то после 7 лет становится все более самостоятельной. В игре дети подражают взрослым, воспроизводят знакомые ситуации.

В данный период очень интенсивно происходит обучение детей. Они поглощают знания, приобретают все новые умения. На данном этапе очень важно контролировать учебный процесс, продолжать воспитание, прививать новые трудовые навыки, характерные для данного возраста.

После 12 лет начинается довольно сложный период, который относят к уже подростковому. Происходит окончательное становление характера.

Помощь в психомоторном развитии

Родители должны на любом этапе оказывать помощь в нервно-психическому развитию ребенка, поскольку нарушения могут происходить не только под воздействием физических факторов, но и из-за недостаточной помощи и воспитания. Часто, в развитии отстают дети из неблагополучных семей или растущие в тяжелой окружающей психологической обстановке.

Особенности нервно-психического развития детей разного возраста
Adblock
detector